Каждое художественное произведение, начиная от маленькой гравюры на табакерке до монументального панно в огромном зале, воспринимается нами через визуальный контакт, при помощи глаз. А глаза смотрят на окружающий мир скользящим, поверхностным взглядом и фиксируют внимание только на интересующих сознание объектах. Эти объекты для каждого человека могут быть разными в зависимости от предпочтений, желаний или настроения. В ряду интересных, притягивающих внимание раздражителей, у большинства из нас находятся произведения искусства, которые мы охотно замечаем и долгое время рассматриваем.
Почему произведения искусства настолько притягательны и стабильны в своей популярности? Ответ содержит целый комплекс причин, но одной из важнейших будет — хорошая композиция.
Сами произведения искусства делятся на категории, среди которых есть великие памятники и второсортные изделия. Главным отличием шедевра от посредственного второго сорта является гениальная композиция, которая на протяжении веков привлекает зрительское внимание.
Взять, к примеру, античную архитектуру, здание Парфенона на Афинском Акрополе, которое по сути является набором конструктивных деталей, расположенных друг на друге. Но в комплексе эти детали собираются в совершенную объемно-пространственную композицию, где идеально подобраны пропорции, размеры, формы и силуэты. То есть сами детали не являются носителями совершенных композиций, а вот способ, которым они составлены, подогнаны по масштабу и собраны в единое целое — является главным. От этого напрямую зависит производимый визуальный эффект и складывается художественное впечатление.
Само слово композиция переводится с латинского как соединение частей, складывание. В художественном произведении композиция выступает в роли организатора, который соберет все детали, расположит их в правильном, подчиненном порядке, выявит характер и покажет назначение.
Композиция для художника — это своеобразная форма, которую нужно заполнить содержанием. От того какая эта форма, напрямую зависит конечный результат. Такая схема актуальна для многих сфер деятельности человека. Например, для музыки и литературы. Хорошим примером служит наша литература, в частности, ее золотая эпоха (Золотой век русской литературы – XIXв.), когда страна, не имея светской литературы, за столетие догнала и перегнала европейскую литературу, которой к тому времени насчитывалось более 700 лет. Такого взлета удалось добиться по многим объективным причинам, а вот способ, которым вовсю пользовались наши творцы, представляет собой заимствование формы, то есть информацией «как это делается», и наполнение своим содержанием. Можно с гордостью сказать, что наши авторы во многом превзошли своих предшественников. Одним из ярчайших примеров является произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» 1863-1869гг., написанное по образцу романа Виктора Гюго «Отверженные» 1862г., который изобрел совершенно новый формат романа: на тонкую основу фабулы нагружены огромные лирические, исторические, политические отступления. Это такой способ построения романа, когда автору нужна такая форма только для того, чтобы высказаться по всем вопросам мироздания. У Толстого все намного интереснее, отступление логичнее, но композиция и концепция одинаковы.
Ровно такой же принцип в композиции: взять за основу каркас, то есть вид композиции, и заполнить его собственным сюжетом. Причем то, что будет изображено на листе (холсте), никак не повлияет на вид композиции.
Возникает важный вопрос, а как правильно создавать композиции, чтобы получалось также эффектно?
Как ни покажется странным — Заниматься композицией.
Все наши навыки, умения, таланты развиваются и проявляются только при условии, что вы ими занимаетесь. По всем данным ребенок прирожденный композитор, но он им станет только после многих лет упорного обучения. Так и в художественной сфере, со своими талантами надо работать. Не существует никакой секретной методики или ускоренного интенсива, нужно только учиться.
Занятия композицией необходимы как для будущих, так и для опытных художников. Если посмотреть на блокноты, тетради, альбомы для зарисовок многих знаменитых художников и архитекторов, например: Врубеля, Шехтеля, Брюллова, Верещагина, Жолтовского и многих других (к счастью, сейчас издается много книг с подобными материалами), станет очевидно, что на протяжении всей жизни они практиковались и выражаясь спортивной терминологией, тренировали способность строить композиции.
В данном случае эти композиции выглядели не как сухие схемы, поделенные на клеточки, а как вполне вольные зарисовки, без конкретных сюжетов. Целью таких упражнения являлось изучение правильного расположения масс, логической последовательности элементов, соотношение масштабов и пропорций, положение акцентов и размер модулей (модуль в композиции – это единица измерения, размер мазка, пятна, штриха, сегмента).
Создание эскизных композиций помогает развить целостное видение своего произведения, собирать отдельные детали в единый ансамбль.
Существуют различные программы для обучения композиции, с нашей вы можете ознакомиться на одноименной странице — Программа занятий по композиции. Это серия уроков, основанных на академических принципах, теоретических материалах и большом практическом опыте в сфере дизайна и проектирования.
За более подробной информацией вы можете обратиться по телефонам: 8 903 669-80-89 или 8 903 669-49-59.