Курс композиции продолжается ключевым заданием на развитие образно-декоративного мышления под названием – Построение орнамента.
В чем главная задача художника, мыслящего человека, творца? Ведь природа создала за нас самые совершенные формы, идеальные пропорции и цветовые сочетания, человеку остается подражать, учиться и впитывать окружающее. Удивительно точный совет своим ученикам дал более 500 лет назад Леонардо да Винчи:
«Пусть душа будет спокойная как тихое озеро, как зеркало, которое отражает все предметы, все движения и цвета».
Созерцание природы, внимательное отношение к окружающему, действительности — это не то чтобы ключ, но большое подспорье для начинающего художника.
Построение орнамента — это своеобразное упорядочивание, поиск идеального ритма и сочетания. Как стихотворные формы для поэзии, так и орнаменты для искусства — это расположение готовых форм в идеальном порядке.
Задание на построение орнамента.
Обучая более 18 лет учеников в художественных вузах, на подготовительных курсах, в мастерской, проводя мастер-классы, мы убедились, что задания, в которых свобода выбора сюжета заключена в рамки технической поэтапной работы, дают удивительные результаты и проходят наиболее успешно. Примерами таких заданий являются Композиционные центры и Город.
В Построении орнаментов перед учеником стоит задача: взять за основу элемент — модуль, на его основе разработать орнаментальные конструкции и скомбинировать из них циклические композиции. Образцом для построения орнамента может стать все что угодно: любой предмет, растение, животное, символ. От ученика требуется грамотно обработать, стилизовать, трансформировать найденный модуль.
Задания подобного типа очень популярны в обучении художников и дизайнеров. Мы усовершенствовали и доработали его практическими приемами и авторскими наработками. Благодаря чему в этом упражнении поставлены самые важные для людей творческих профессий задачи: найти в окружающем пространстве интересные образы, с помощью воображения усовершенствовать и реализовать их в художественное произведение, а затем — в художественную систему.
Работа над этим заданием поможет развить внимание для восприятия всего окружения, замечать интересные детали, видеть взаимодействие отдельных частей, конструкций и находить во всем этом красоту и эстетику.
В искусстве орнамента большая сложность состоит в том, чтобы объединить отдельные части рисунка, придумать соединительный узел между фрагментами и вписать его в заданную форму.
Здесь ученик пробует составить из одного элемента путем соединения, пересечения, отражения элемента — орнаментальный модуль, а из модуля составить безразрывную, то есть бесшовную, цепочку орнамента, помещенного в заданную форму.
Это задание совершенствует навыки композиционного воображения, способности собирать отдельные части, на первый взгляд несовместимые и неподходящие друг к другу, находить точки соприкосновения и выстраивать динамику движения орнамента. Выполняя задание, ученик овладевает приемами, позволяющими с помощью воображения из одной детали построить различные комбинации орнаментов, начиная от линейного и вписанного в простую геометрическую форму и заканчивая сложными бесшовными схемами и фактурами.
В этом задании большое значение получает процесс создания и воплощения на бумаге своих идей. Наши ученики во время работы создают очень интересные и креативные образы. При помощи педагога у них проявляются индивидуальные творческие способности.
Важный совет. В процессе работы будет создаваться много эскизов, набросков, зарисовок. Рекомендуем сохранить их, сфотографировать и разместить в популярных социальных ресурсах, там они точно не пропадут, а художественная практика и личный опыт доказывают, что они обязательно пригодятся, как для портфолио, так и для других работ.
Задание выполняется на листе форматом А2 графическими материалами, такими как ручки, маркеры, линнеры и рапидографы. Можно использовать гуашь или темперу.
Это ознакомительная статья про наше задание – Построение орнаментов. В ней представлена общая информация и описаны принципы. Для практической работы необходима помощь педагога, так как в задании существует множество нюансов и особенностей, необходимо правильно представлять последовательность и технику работы. Для этого приглашаем Вас на наши занятия по композиции.
Подробную информацию о записи на занятия, стоимости и времени, а также, какие мате-риалы принести с собой на первое занятие, вы можете по телефонам: 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59 или написать нам на почту artisthall@list.ru