Как говорил своим ученикам Леонардо да Винчи: «Наши учителя — древние греки и римляне. Они сделали все, что можно сделать на земле, нам же остается только следовать за ними и подражать»

Это задание без преувеличения можно назвать одним из самым интересных и сложных в курсе рисунка. Это возможность прикоснуться к великому искусству Древнего Рима, на примере изучения и рисования римских скульптурных портретов.

В художественном образовании древнеримская скульптура всегда являлась лучшим примером для рисования портретов и занимала пьедестал среди самых ценных уроков по следующим причинам:

1. Римское искусство — это прямая эволюция греческого искусства. Римское общество в своем развитии создало такое понятие как светское искусство. В отличии от Греции, где все художественные произведения выполнялись исключительно как объекты культовых церемоний и храмовых обрядов, то в Риме помимо культовой составляющей появилось социальное искусство, обращенное на использование в обществе, частных домах и для личного удовольствия. Это не могло не отразится на свойствах, характере римский произведений. Что подводит нас ко второму пункту.

Рисунок головы Цезаря

2. Реализм. На примере скульптуры видна эволюция в сторону большей реалистичности и сложности произведений. Если греческая скульптура — это совершенный образ, идеал гармоничного человека, где образ героя всегда примерно одного возраста, моделировка всегда выполнена из мягких переходов форм, спокойных сопряжений между объемами. Чем бы ни занимался герой греческой скульптуры: метал диск, возвращался с охоты или выиграл олимпийские игры, его лицо всегда сохраняет спокойное выражение с обязательной неуловимой так называемой эллинистической улыбкой.

Рисунок головы Сократа

Римская скульптура сразу удивляет своим подчеркнуто натуральным реализмом. Если модель некрасива, имеет совершенно не античные черты, в скульптуре это отражается с гротескным преувеличением. Каждая морщинка, складочка, несоразмерные части головы переданы скульптором с предельной точностью. Выражение, эмоции, даже настроение модели также запечатлены в камне или бронзе.

Но у такого реализма есть обратная сторона: если греческое зодчество обезличивало человека, подводя его внешность к божественному совершенству, тем самым уравнивая черты лица к единому стилю, римская скульптура привнесла в искусство характер человека, индивидуальность и личность. А этого можно было добиться только при условии высочайшего мастерства.

Рисунок головы Гомера

3. Мастерство. Для художников, скульпторов, архитекторов Рим всегда был идеалом человеческих возможностей, удивительного мастерства, технического совершенства, и масштаба творений.

Все совершенное зодчество Рима сделано руками простых людей, которые также учились, перенимали опыт, создавали собственные правила. Осознание того, что все великолепие римского наследия сделано руками человека, придавало и придает каждому художнику уверенности в собственном творчестве и обучении.

Программа занятий по рисунку постепенно перетекает к более сложным и объемным задачам. После прохождения подготовительных этапов рисования строения головы от черепа, обрубовки и экорше до отдельного изображения глаза, носа и губ, а также рисунка греческой головы, где все вышеперечисленные задания объединены и представлены в совершенной форме, следует рисунок Римской головы, где помимо классических схем строения головы добавляется яркая индивидуальность и большое разнообразие моделей.

Рисунок головы Германика

Именно поэтому рисование гипсовых слепков римских голов такая сложная, но крайне интересная задача. Перед учеником стоят следующие цели:

  • Передать характер модели
  • Научиться изображать сложные, выразительные, нетиповые формы человеческой головы
  • Изучить принципы римского скульптурного портрета

В заключении хотелось бы сказать, что после рисования римских голов ни один портрет больше не покажется вам сложным, а искусство античности однообразным.

На наших уроках рисунка мы подробно и, по возможности, в полном объеме проходим римские головы. В нашем гипсовом фонде собраны все самые известные слепки, которые на протяжении веков используются в художественном образовании. Это голова Цезаря, так называемая голова «Старого Римлянина», голова императора Каракаллы, голова Германика, Гомера, Софокла, Геракла, Плененного Гала и др.

По всем вопросам проведения наших занятий звоните по телефонам 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59 или напишите на почту artisthall@list.ru.