В обучении живописи мы придерживаемся принципа, что работа с каждым материалом способна научить и раскрыть перед учеником свои собственные отличные от других свойства. В наш курс живописи входят задания на все основные живописные материалы. Но начать мы предлагаем с натюрморта, выполненного темперой — лучшей краски для обучения.

Начинать обучение с темперных красок имеет смысл по следующим причинам:

  • Это наиболее легкий и универсальный для изучения материал;
  • Обладает многими удобными для начального обучения живописи свойствами;
  • Доступно большое разнообразие цветов;

Что такое темперные краски.

Понятие «Темпера» представляет собой принцип создания красочного материала, а не фактическое название краски.

Когда говорят, что темпера — это самый древний материал для живописи и использовался даже египтянами при росписи саркофагов (3600 лет до н.э.), это не значит, что древние египетские художники писали свои монументальные произведения при помощи красок из тюбиков, а то, что процесс создания красок и способ живописи был такой же, как и сейчас, и за тысячи лет не изменился. Поменялись только исходные ингредиенты.

Темперная техника представляет собой смешение красочного пигмента со связующим веществом. Поэтому итальянское слово tempera произошло от латинского temperare, что значит «смешивать». Связующее представляет собой натуральную или искусственную эмульсию. Эмульсия, в свою очередь, состоит, в большинстве случаев, из двух-трех несмешивающихся жидкостей, например: вода – масло — клей. Для получения темперных красок раньше использовали натуральные эмульсии: молоко, желток, соки деревьев и растений.

Живопись темперой

В настоящее время широкое применение получили два вида темперных красок, это ПВА-темпера и воскомаслянная темпера, реже встречается казеиново-масляная темпера.

Темпера ПВА (поливинилацетатная)

Самым популярным и распространенным видом темперных красок является темпера ПВА. В состав этой краски входит смесь эмульсии ПВА, синтетической смолы, стабилизаторов и пигмент.
У этой краски есть ряд отличительных свойств, делающих ее удобной для обучения живописи.
Универсальная толщина живописного слоя. В процессе обучения нужно пробовать различные техники нанесения краски, это могут быть прозрачные лессировки или плотные ровные фона и, конечно, объемные, почти рельефные мазки. В отличии от других видов, темпера ПВА позволяет работать в любой из перечисленных выше техник, совмещать разнообразные приемы в одной работе без потери свойств.

Натюрморты выполненные темперой

Можно переписывать одно и то же место. Это очень удобное свойство как для начинающих, так и для опытных художников. В работе над живописным произведением часто попадаются сложные этапы и непростые детали, которые не получается сделать с первого раза. Поливинилацетатная темпера идеально подходит для таких случаев. Легко перекрывается, не размывает и не отслаивает предыдущий слой, не скатывается и не деформирует основу. Другие краски, особенно акварель, практически не дают возможности по многу раз переписывать отдельные фрагменты.
Любая основа. Темперой ПВА можно писать практически на любой сухой и чистой поверхности. Помимо классических загрунтованных холстов темпера прекрасно ложится на бумагу всех сортов, плотный картон, проклеенный оргалит, штукатурки, бетон, дерево, стекло, ламинированные поверхности. На всех поверхностях она крепко держится и не теряет своих изобразительных свойств, что очень важно в декоративно-прикладном искусстве.

Наши уроки живописи

Воскомасляная темпера.

Следующим по популярности и удобству работы следует воскомаслянная темпера. Это краска имеет самый сложный состав. Помимо высококачественных пигментов в нее входят определенные композиции из растительных масел, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, смолы и еще целого ряда присадок и дополнений.
Благодаря такому сложному составу воскомаслянная темпера обладает удивительными живописными свойствами. Сочные, яркие цвета при наложении друг на друга образуют эффектные колористические сочетания, в каждом цвете чувствуется насыщенная глубина и фактура краски. Присутствие воска и смолы сохраняют подвижность и эластичность краски, благодаря чему можно переписать или доделать отдельные фрагменты.
Важной особенностью воскомасляной темперы является то, что после высыхания цвет красок не меняется, сохраняет наибольшую насыщенность и тон по сравнению с другими водорастворимыми красками (с гуашью), хорошо переносит внешние воздействия, такие как яркий свет, влажность воздуха.

Казеиново-масляная темпера.

Последним в списке следует казеиново-масляная темпера, самый прихотливый и требовательный вид темперы.
Это водорастворимая краска, где в качестве основного связующего вещества является казеин, получаемый из коровьего молока в процессе перегонок и сепарирования. Также в состав краски входит отбеленное льняное масло и антисептик фенол, предохраняющий краску от преждевременного заплесневения.
Особенностью этого вида темперной краски является то, что для нее подходят специально подготовленные основы, загрунтованные холсты, картоны, и специальная бумага. Лучше избегать насыщенных объемных мазков большой толщины, при высыхании эти места могут растрескаться или даже отслаиваться. Очень большое значение для свойств казеиново-масляной темперы имеет дата выпуска. Срок годности этого вида темперы составляет 6 месяцев, по прошествии этого времени начинается свертывание пигмента и расслоение эмульсии, об этом иногда, но очень мелким шрифтом предупреждают изготовители.
Просроченной краской лучше не работать, после высыхания красочный слой шелушиться, образуются комочки, отслаивания, причем у разных цветов этот процесс происходит по-разному.

Плюсы и минусы темперных красок.

В процессе художественного обучения, подготовки в вузы, при создании собственных декоративных произведений проявляются основные, чрезвычайно полезные свойства темперных красок, а также открываются некоторые особенности, зная о которых, можно их избежать.
К плюсам можно отнести быстрое высыхание, иногда это очень важно для последующей обработки или транспортировки, те кто сталкивался с масляными красками поймут, что имеется в виду; возможность применять разные виды письма, от сочных пастозных мазков, до тонких лессировок, можно прописывать одно и то же место несколько раз, не дожидаясь полного высыхания нижнего слоя. После высыхания темпера образуют твердый, нерастворимый в воде слой и крепко пристает к поверхности. Темпера лучше других живописных красок переносит изменения температуры, режима влажности и нахождения под ярким светом.

Важная особенность при работе с темперными красками, особенно темперой ПВА: следует держать кисти в банке с водой для того, чтобы остатки краски не засохли и не испортили кисть. Если кисть все же засохла, то можно подержать ее в 70-75% растворе этилового спирта.
В одном натюрморте лучше не использовать и не смешивать разные виды темперных красок во избежание свертывания или расслоения.

Вне зависимости от вида темперы после полного высыхания работу можно покрыть лаком. Это вернет насыщенный цвет краскам, а также защитит поверхность картины от механических повреждений и преждевременного выцветания красок.

Мы рекомендуем начинать обучение живописи именно с темперы, даже если вы никогда раньше не пробовали работать этой краской. На наших уроках живописи мы с удовольствием поможем разобраться, освоить и сделать первые творческие работы.
Подробнее о занятиях вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59, или написать нам на почту: artisthall@mail.ru