Следующим этапом программы занятий по живописи является изображение постановки в технике гризайль.
Гризайль – это живописная техника, где для передачи всех колористических и тональных отношений используются градации только одного цвета.
Слово гризайль произошло от французского слова gris серый (фр. Grisaуille от gris — серый).
Началом широкого применения техники принято считать середину XVI века, когда скульпторы, создавая эскизы будущих произведений, для наглядности и реалистичности рельефов стали использовать только одну серую краску, имитирующую камень. Художественную ценность монохромной живописи быстро оценили художники других направлений.
Изображения в технике гризайль стали появляться в оформлении рукописей, миниатюрах, витражах, эмалях, на обратных сторонах расписных алтарей. Далее эта техника получила распространение в станковой живописи, украшении парадных интерьеров и впоследствии стала самостоятельным художественным направлением со множеством именитых представителей.
Так же гризайль заняла прочное место в процессе обучении живописи, став одним из самых проверенных методов обучения живописной техники. Эффективность и польза заключаются в том, что ученику необходимо изобразить все тональные и объемные соотношения, используя только один цвет, при этом сохранить общую тональную гармонию композиции, не допустить осветления или перечернения общей гаммы.
В программе художественной подготовки гризайль является связующим звеном между рисунком и живописью, именно гризайль может закрепить и приумножить навыки владения тоном, расположения светотени и моделировки объема, полученные на занятиях по рисунку.
Для выполнения учебного задания подойдет гуашь, темпера, масло, также можно использовать мягкие графические материалы. Помимо белил в качестве основного цвета в живописи гризайль можно использовать черный, коричневый, умбру, синие и зеленые оттенки. В начале рекомендуется использовать черный цвет, как наиболее привычный при передаче объема.
Первое занятие — это натюрморт, формат листа А2, материал темпера, цвета белила и черный.
Цель постановки.
- Научиться передавать все цветовые и тональные отношения, используя два цвета.
- Изображать объем, фактуру и материал предмета.
- Освоить технику тонкой тональной проработки, используя градации серого (или коричневого) цвета.
Поколения художников применяли технику гризайль в создании своих произведений. Помимо эскизов, гризайлью удобно создавать подмалевок для будущей картины. Прозрачный подмалевок легко перекрывается последующим живописным слоем, но дает возможность заранее проработать все тональные и объемные задачи.
Сейчас гризайль является неотъемлемым заданием в программе обучения живописи. В процессе создания работы ученик наглядно видит, насколько важно точное соотношение светлых и темных тонов, их интенсивность, и значение, которое они приобретают в отсутствии других цветов.
На этом задании можно максимально отработать технику смешивания, пропорций и подбора тона, так как в некоторых случаях, когда работа большого размера и необходимо сохранить целостность тональных отношений, рекомендуется сделать 3 – 4 промежуточных колера серого цвета, с постепенным усилением тона, которые впоследствии можно будет дополнить другими тонами с палитры, чтобы работа не утратила живописной гармонии.
Все навыки и приемы полученные в этом задании, впоследствии помогут в точном подборе цвета и тона в любом живописном произведении.
Занятия живописью в технике гризайль это один из самых полезных и применимых на практике навыков. Лучшего способа освоить правила изменения тона в пространстве, взаимодействия различных цветов в общей композиции картины сложно представить. Правильно выполненная тональная подложка в техники гризайль, поможет безошибочно и уверенно закончить любое живописное произведение.