Следующим этапом программы занятий по живописи является изображение постановки в технике гризайль.

Гризайль – это живописная техника, где для передачи всех колористических и тональных отношений используются градации только одного цвета.

Слово гризайль произошло от французского слова gris серый (фр. Grisaуille от gris — серый).

Началом широкого применения техники принято считать середину XVI века, когда скульпторы, создавая эскизы будущих произведений, для наглядности и реалистичности рельефов стали использовать только одну серую краску, имитирующую камень. Художественную ценность монохромной живописи быстро оценили художники других направлений.

Живопись гризайль в нашей мастерской

Изображения в технике гризайль стали появляться в оформлении рукописей, миниатюрах, витражах, эмалях, на обратных сторонах расписных алтарей. Далее эта техника получила распространение в станковой живописи, украшении парадных интерьеров и впоследствии стала самостоятельным художественным направлением со множеством именитых представителей.

Занятия по живописи в технике гризайль

Так же гризайль заняла прочное место в процессе обучении живописи, став одним из самых проверенных методов обучения живописной техники. Эффективность и польза заключаются в том, что ученику необходимо изобразить все тональные и объемные соотношения, используя только один цвет, при этом сохранить общую тональную гармонию композиции, не допустить осветления или перечернения общей гаммы.

Занятия живописью гризайль

В программе художественной подготовки гризайль является связующим звеном между рисунком и живописью, именно гризайль может закрепить и приумножить навыки владения тоном, расположения светотени и моделировки объема, полученные на занятиях по рисунку.

Для выполнения учебного задания подойдет гуашь, темпера, масло, также можно использовать мягкие графические материалы. Помимо белил в качестве основного цвета в живописи гризайль можно использовать черный, коричневый, умбру, синие и зеленые оттенки. В начале рекомендуется использовать черный цвет, как наиболее привычный при передаче объема.
Первое занятие — это натюрморт, формат листа А2, материал темпера, цвета белила и черный.

Цель постановки.

  • Научиться передавать все цветовые и тональные отношения, используя два цвета.
  • Изображать объем, фактуру и материал предмета.
  • Освоить технику тонкой тональной проработки, используя градации серого (или коричневого) цвета.

Поколения художников применяли технику гризайль в создании своих произведений. Помимо эскизов, гризайлью удобно создавать подмалевок для будущей картины. Прозрачный подмалевок легко перекрывается последующим живописным слоем, но дает возможность заранее проработать все тональные и объемные задачи.

Занятия по живописи в технике гризайль

Сейчас гризайль является неотъемлемым заданием в программе обучения живописи. В процессе создания работы ученик наглядно видит, насколько важно точное соотношение светлых и темных тонов, их интенсивность, и значение, которое они приобретают в отсутствии других цветов.

На этом задании можно максимально отработать технику смешивания, пропорций и подбора тона, так как в некоторых случаях, когда работа большого размера и необходимо сохранить целостность тональных отношений, рекомендуется сделать 3 – 4 промежуточных колера серого цвета, с постепенным усилением тона, которые впоследствии можно будет дополнить другими тонами с палитры, чтобы работа не утратила живописной гармонии.

Все навыки и приемы полученные в этом задании, впоследствии помогут в точном подборе цвета и тона в любом живописном произведении.

Занятия живописью в технике гризайль это один из самых полезных и применимых на практике навыков. Лучшего способа освоить правила изменения тона в пространстве, взаимодействия различных цветов в общей композиции картины сложно представить. Правильно выполненная тональная подложка в техники гризайль, поможет безошибочно и уверенно закончить любое живописное произведение.